Время прочтения: 12 минут
Структура сайта интернет-магазина влияет на юзабилити ресурса. Логичная и удобная структура позволяет пользователям легко находить нужные товары. В конечном итоге это влияет на конверсию, удовлетворенность посетителей и даже поисковый трафик. А эти факторы влияют на финансовые показатели магазина: выручку и прибыль. Из этой статьи вы узнаете о создании структуры сайта интернет-магазина.
Что Вас ждёт впереди...
Структура сайта — смысловая иерархия страниц, отраженная в системе навигации. Это необходимо пояснить на наглядном примере. Представьте сайт-визитку компании X. На ней есть четыре страницы: главная, услуги, о компании и контакты. Это можно представить в виде простой иерархической структуры.
Простейшая иерархическая структура сайта
Структура отражается в системе навигации сайта:
Благодаря этому посетитель понимает, на какой странице находится, как попасть на другие страницы или вернуться на главную.
Хлебные крошки и обозначение активного раздела меню помогают пользователям путешествовать по сайту
На практике большие сайты имеют более сложную структуру. Тем не менее хорошая иерархическая схема всегда остается логичной и понятной. На иллюстрации можно увидеть структуру одной из категорий каталога одного из крупнейших украинских интернет-магазинов.
Структура категории «Компьютеры и ноутбуки»
Как отмечалось выше, главная задача структуры — улучшение юзабилити сайта и создание удобной системы навигации. Это не единственная задача, так как по сайту путешествуют не только живые посетители.
От логичности структуры и реализации меню навигации зависит корректность индексирования сайта поисковыми роботами. Краулеры переходят со страницы на страницу по ссылкам. Логичность структуры помогает поисковикам обходить все страницы и включать их в индекс.
Поисковики считывают структуру сайта из карты sitemap.xml. Если ее нет, роботы используют HTML-карту сайта или результаты обхода. Структуру сайта глазами «Яндекса» можно увидеть в «Вебмастере» в соответствующем разделе.
Структура сайта в «Вебмастере»
Создание структуры сайта условно состоит из двух этапов: планирования и реализации. Рассмотрим их последовательно.
Для планирования понадобится лист бумаги и карандаш или любой графический редактор. Продумайте и отобразите на бумаге иерархию служебных страниц, которые будут на сайте. Это будут главная, каталог, страница о магазине, контакты, доставка и оплата, конфиденциальность и так далее. Сам каталог пока не трогайте.
Переносим структуру интернет-магазина на бумагу
Для вдохновения можно посмотреть сайты конкурентов или крупных интернет-магазинов. Но на самом деле никто кроме вас не знает, какие именно страницы должны быть на вашем сайте.
Уделите внимание каталогу. Планируйте его так, чтобы иметь возможность масштабировать. Для этого страницы каталога первого уровня должны быть максимально общими. Хороший пример страницы первого уровня: «Смартфоны и планшеты». Плохой пример: «Планшеты LG».
Отразите основные страницы каталога на бумаге. Лучше использовать отдельный лист.
Отражаем страницы каталога первого уровня
Теперь подумайте, какие дочерние страницы будут у страниц первого уровня. Например, у страницы «Косметика» в магазине товаров для бритья будут дочерние страницы «Косметика до бритья», «Косметика для бритья», «Косметика после бритья».
Важный момент: при выборе названий для категорий обязательно учитывайте интересы пользователей поисковых систем. Желательно, чтобы название рубрики включало популярный запрос, но при этом не было слишком «сеошным». Например, если пользователи ищут «крем для бритья», это должно быть отражено в названии категории.
Отражаем страницы второго уровня
Для страниц второго уровня можно указать дочерние страницы. Например, для страницы «Косметика после бритья» дочерними будут страницы «Лосьоны», «Бальзамы», «Кремы».
Отражаем страницы третьего уровня
Обратите внимание, в каталоге можно реализовать параллельные структуры. Например, косметика может классифицироваться по категориям на до, для и после бритья. Одновременно на сайте можно создать категории производителей. Тогда параллельная структура будет выглядеть так: Косметика – Производители – Gillette – Страница товара.
Существование параллельных структур не противоречит требованиям поисковиков и улучшает юзабилити сайта. Чтобы избежать дублей, нужно указывать на каждой странице товара канонический URL. Большинство популярных движков и SaaS-платформ делают это автоматически.
Когда структура будет готова, переходите к ее реализации на сайте.
Ответ на этот вопрос зависит от конкретного движка или SaaS-платформы, с которой вы работаете. Например, на сайтах под управлением WordPress структура реализуется с помощью рубрик и меток. Также вы можете указывать иерархию при создании новых страниц.
Создаем дочернюю страницу «Контакты»
На платформе Recommerce структура каталога задается с помощью разделов. В меню «Каталог» нажмите кнопку «Добавить раздел в корень».
Добавляем раздел в корень
Укажите свойства раздела, добавьте фото.
Указываем свойства раздела
На вкладке «Текст» добавьте текст с описанием раздела. На вкладке SEO укажите title, description и ключи. Здесь же можно временно закрыть раздел от индексации и указать URL раздела вручную.
Настраиваем SEO страницы раздела
Перейдите в меню редактирования разделов и создайте нужные подразделы. Для этого нажмите на отмеченную на иллюстрации кнопку.
Создаем подразделы
В итоге структура каталога должна быть логичной и удобной для серфинга.
Возможная структура одного из разделов каталога
Платформа Recommerce автоматически создает навигацию по каталогу, с помощью которой пользователи могут легко найти нужный раздел и выбрать товар.
Навигационное меню создается автоматически
Также можно упростить навигацию, добавив параллельную структуру, например, по категориям брендов. Наконец, дополнительные фильтры по цене и новизне тоже упрощают путешествие по каталогу и делают структуру более понятной.
Дополнительные элементы навигации делают структуру удобной
На платформе Recommerce автоматически создана структура сервисных страниц, например, «Главная», «О магазине», «Оплата», «Доставка». Это экономит время вебмастера и создает дополнительные удобства для покупателей.
Начинающие e-коммерсанты и вебмастера часто допускают типичные ошибки при планировании структуры каталога и сайта в целом. Вот самые яркие примеры:
Отсутствие общих категорий
В примере магазина косметики товары из категории «Крем для бритья» должны входить в общую категорию «Косметика для бритья» или «Косметика для мужчин». Пользователям неудобно путешествовать по сайту, если маленькие категории типа «Кремы для бритья» не объединены с родительскими рубриками.
Отсутствие фильтров
С помощью фильтров пользователь может получить доступ к товарам из одной или нескольких категорий по заданным признакам. Например, покупатель может интересоваться товарами определенного бренда из разных категорий или продукцией в определенном ценовом диапазоне.
Отсутствие параллельных структур
Добавление товара в несколько тематических категорий повышает его видимость. Например, крем для бритья фирмы X можно поместить в категории «Товары фирмы X», «Кремы для бритья», «Косметика для бритья» и даже «Идеи подарков».
Незаметное навигационное меню
Пользователь должен видеть структуру сайта на экране. Это возможно благодаря навигационным элементам, которые отражают иерархию категорий.
Создание структуры сайта начинается с планирования. На этом этапе вебмастеру нужно нарисовать на листе бумаги или в любом графическом редакторе иерархию категорий каталога и страниц сайта. Родительские категории должны быть максимально широкими. Это позволяет масштабировать структуру, не нарушая ее логики.
Реализация структуры зависит от платформы, на которой вы делаете интернет-магазин. Например, Recommerce позволяет добавлять категории и подкатегории каталога в несколько кликов. Они автоматически выводятся на страницах сайта в виде навигационных блоков.
При планировании структуры изучайте сайты крупных интернет-магазинов. Они инвестируют ресурсы в разработку юзабилити в целом и навигации в частности. Вы можете использовать структуры крупных игроков в качестве источника для вдохновенья.